ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ

Эту статью я начну с авторитетного и, казалось бы, ответственного заявления Митрополита Иллариона Алфеева: «Общецерковный бюджет тратится на поддержку отдалённых епархий и приходов, на благотворительную деятельность церкви, на работу духовных школ, синодальных учреждений». Согласно вышесказанному, проблемы нищих приходов в РПЦ не существует, ибо «общецерковный бюджет» тому порука. «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» (Чехов). То есть, влиятельный церковный функционер мне в лицо говорит, что мы-де вам помогаем! И вам, и ещё тысячам священнических семей с бедных приходов. Иными словами: вас-де, нищих попов, не бывает. Как же так?!

Наверное, наша Уржумская епархия и наш приход недостаточно отдалены от Москвы и недостаточно бедны, чтобы иметь какие-то виды на «общецерковный бюджет». Мы служим на приходе двадцать пять лет. За всё время нашей службы никаких денежных вспоможений мы не получали. Как же мы жили? А вот этот вопрос нужно было задавать ещё 25 лет назад, когда был отправлен в Вятскую епархию еще только наш первый финансовый отчёт, но его никто не задал…

Такие церкви, как наша поселковая, в Русской православной церкви всегда имели статус приписных, как не имеющих возможности существовать за счёт богослужебных пожертвований. Однако наша церковь не приписная. Но священник – он же не ангел, это человек: ему нужно где-то жить, он должен что-то есть, во что-то одеваться, у него, кроме того, есть семья, которой тоже надо как-то существовать, он может болеть, он может умереть, на худой конец. Вы мне покажите архиерея, который бы удосужился проанализировать финансовые отчёты нищих приходов и задался бы вопросом: как возможно существовать при таких церквях, как наша, например, священнослужителям с семьями? (Интересно, когда я подняла вопрос о нищете приходского священства в письме епископу Фоме, сразу «сверху» был спущен документ, согласно которому уже не нужно посылать в епархию финансовые отчёты. Нет человека — нет проблем, т. е., нет отчётов — нет нищих приходов. И ещё появился один любопытный документ, согласно которому священникам разрешается заниматься профессиональной деятельностью, отличной от священнической. Иными словами: если денег не хватает на прожитьё, ну, так ступай, поп, после Всенощного Бдения вагоны разгружать — и будет тебе счастье.)

 

А теперь приведу слова патриарха Кирилла: «Печалование о заключенных всегда было частью миссии Православной церкви». Итак, Православная церковь в лице о.Леонида, 25 лет бессменно «печалывается» о заключенных в исправительных колониях Верхнекамского района. Моему супругу шестьдесят пятый год, ему уже крайне тяжело тащить эту «лямку», но у него совесть не позволяет взять и бросить этих людей, которым жизненно необходимо внимание Церкви. О.Леонид из последних сил старается сохранить Богослужение в тюрьмах. Извините, но я не тороплюсь овдоветь. Если священноначалие относится к священнику по принципу: «Умер Максим, ну и х*й с ним», то я-то не могу спокойно смотреть, как надрывается мог супруг. Всё уже есть: тюремные храмы, налажена служба, доверие прихожан. Только не дайте угаснуть лампадке. Я не могу добиться от священноначалия элементарного организационно-духовного руководства, то есть, таких действий, ради которых оно, священноначалие, и поставлено от Бога «на высоту стола», ради вот этих самых «печалований», о существовании которых так уверенно говорит наш Патриарх.

Чтобы как-то высветить «тюремные» проблемы, которые никоем образом не разрешить в рамках нищей епархии, мы надеялись попасть на Рождественские чтения в Москве, но епископ Фома не дал путевку о.Леониду не только на «тюремную» секцию, но даже и на литературную. Я спросила архиерея, почему так. Он не придумал ничего умнее, как мне нахамить. Я выждала месяц и написала этому «мальчику из Уржума» письмо, которое здесь и прилагаю.

Епископу Уржумскому и Омутнинскому Фоме

НЕФИЛАРЕТЫ И РУССКИЙ ПОЭТ-СВЯЩЕННИК

Вам, конечно, не захочется прочитать письмо полностью, но всё-таки пересильте себя и прочитайте, потому как всё равно Вам отвечать придётся. Апостола Первоверховного вразумил петух (!). Надеюсь, Вы помните эту историю? Ну, а для Вашего вразумления и такой курицы, как я, вполне достаточно. Итак. Свою позицию по о.Леониду Вы озвучили 28 декабря 2018 года. Прошло более, чем достаточно, времени, чтобы Вы обдумали мои слова: «У Вас ложные сведения!», которую я Вам повторила дважды (прям как петух евангельский), и нашли время и место, чтобы как-то разрешить возникшие между нами недоразумения… Но это же ниже Вашего достоинства, разговаривать с каким-то деревенским лядящим попом!

Вы употребили в отношении творчества моего мужа, большого русского поэта, очень оригинальное словцо, вроде как «непотребства», «гадость»… К сожалению, я его не запомнила. Очень оригинальное такое словечко. Может, напомните? Вместо того, чтобы ознакомиться с творчеством поэта, Вы выискали какие-то сплетни о нём и теперь ими бравируете. К сожалению, приходилось встречать священнослужителей, которые за всю свою жизнь ни одной книги не прочитали. Вы, случайно, не из их числа? Русский поэт — это что, Ваш личный крепостной, которого Вы по своему произволу и дурному настроению можете высечь на конюшне? Не много ли Вы на себя берёте? Впрочем, конечно, Владыка Фома Уржумский — это не Владыка Филарет… Так вот: русский поэт протоиерей Леонид Сафронов — это слава России, а Вы — кто? Всего-навсего Нефиларет. Если у Вас «культурки не хватает», как бы выразился Преп. Амвросий Оптинский, так не дерзайте делать какие-то выводы — на то есть Совет по культуре при Патриархе и Совет по культуре при Президенте. Пусть они и высказываются по поводу творчества протоиерея Сафронова. А ещё Вы сказали, что о.Леонид, якобы, что-то там о Патриархе не так сказал да ещё даже на проповедях… Вы, вообще-то отдаёте себе отчет, что это слишком серьёзное обвинение, чтобы оставить это без разъяснений? Вы лично хотите столкнуть лбами русского поэта и Патриарха или кто-то Вас надоумил? Кто Вам сказал эту дичь? Или сами придумали? Откуда в Вас вот эта «лёгкость мыслей необыкновенная»? Будьте добры представить доказательства. Ведь это ж додуматься надо: сталкивать лбами русского поэта и Патриарха! Вы отдаёте себе отчёт? Хотя, конечно, Вы ж — не Филарет, какой с Вас спрос… Вы хоть понимаете, какого Филарета я Вам в пример ставлю?

И что, поэт Протоиерей дурак, по-вашему? Вы понимаете, что такое поэтический дар? И что дар этот от Бога? Псалмопевец-поэт Давид был царём. Ефрем Сирин был визирем. Шота Руставелли — визирь в Грузии и настоятель монастыря в Иерусалиме. Державин — министр. Тютчев — дипломат мировой державы, тайный советник (генерал-лейтенант)… А Вы о поэте судите в духе русофобского агитпрома: Пушкин — развратник, Есенин — пьяница-самоубийца, Рубцов — алкоголик. Отец Леонид никогда ни против паспортов, ни против ИНН-ов не выступал. А насчет Патриарха… У нас спонсор даже пожертвованные колокола назад забрал за то, что о.Леонид не перестал поминать Патриарха Кириллла после его встречи с Папой Римским. Итак, откуда взялась ложь об о.Леонида? Я, конечно, догадываюсь, кто Вас подначивает. Но Вам-то самому охота быть пешкой в чужой игре? И поскольку это озвучили лично Вы, то лично на Вас я и буду подавать в Церковный суд, потому что архиерейской непогрешимости в Православии пока что не предусмотрено, и Вы обязаны отвечать за свои слова. Хотя Вы бы уже и считали, что достигли всех вершин и теперь Вы сами — мерило всего мирозданья. Но расцвёл ли жезл Ааронов в Ваших руках? И Вы уже Святитель в глазах Народа Божьего?

Повторяю, Ваши обвинения в адрес моего супруга достаточно серьёзны, чтобы с ними не разобраться. Как говорят в наших краях: «За базар надо отвечать». И учтите, угробить своего мужа и русского поэта я, и не только я, Вам не позволю, как бы Вам этого не захотелось. И почему Вы, вступившийся за честь Патриарха, пренебрегаете позицией Святейшего по поводу бережного отношения к творческим личностям? Или, может, Вы не слышали, что говорил Святейший новоиспечённым архиереям об уважении к пожилым и опытным священникам? Вам ссылку на слова Патриарха скинуть, или сами найдёте?

Почему Вы разговаривали со мной таким враждебным тоном, зло поблёскивая глазами, с таким окаменевшим выражением лица? Напугать хотели? Это меня-то, да начальственным взглядом испепелить вздумали? Ну, к чему эта маска Тутанхамона? С фараоном Моисей ещё во времена Ветхого Завета покончил, а мы при Новом живём. Что Апостол сказал, не помните? «Всегда радуйтеся». Так вот и радуйтеся, а не пугайте людей отжившими стереотипами. Я с рецидивистами и убийцами не по детективам и сериалам знакома; я с ними, как вот с Вами: лицом к лицу, случалось, беседовала. И никто из них вот так враждебно, как Вы, на меня не смотрел. Вы хоть сообразуйтесь с действительностью. К Вам подошла супруга священника, которая 25(!) лет помогает своему батюшке в Служении, которая в тюрьмах налаживала Богослужение, которая и бухгалтер, и певчая, и шофёр, а ещё продюсер, редактор… Вы меня простите, но, когда батюшка и я уже состоялись как личности, Вас ещё и в проекте не было. Стоит ли кичиться передо мной своим новоявленным Архиерейством?! Взгляды на меня испепеляющие бросать?! «Всегда радуйтеся!»

Оно, конечно, ни одной канонизированной попадьи в Святцах не обозначено, но, с другой-то стороны, от вашего брата, от архиереев, в аду не протолкнуться, поэтому попадьям там и места не осталось. И что я Вам плохого сделала? А ведь я вдвое Вас старше. И отношусь, в какой-то мере, к культурной элите. Извините, но воспитанность ещё ни одному Архиерею не повредила, так что не стоит демонстрировать её отсутствие. И вообще таким тоном, с каким Вы со мной говорили, Вы со своей матерью разговаривайте, а не с женой великого русского поэта и супругой Священника с 25-летним стажем.

Судя по всему, Вам не только плевать на поэта, Вам даже плевать на о.Леонида как на Священника. Вот Вы — молодой Архиерей, — и Вам не интересен опыт Священника, а сплетни о нём Вам интересны! Это что за духовный подход такой? Променять Священника на сплетни… Вам-то от этого какая выгода? И какая польза для Церкви? Вы хоть понимаете, кто такой Священник, двадцать пять лет служивший Литургии в шести тюремных церквах, притом пять из шести тюремных церквей выстроены благодаря его служению? О том, почему русский поэт 25 лет в этих краях находится, так сказать, без права переписки, я уж и не спрашиваю — на это тем более всем плевать. При «кровавом сталинском режиме» такой длительной изоляции литераторов не было. Кстати, почему, у этого Священника нет ни одной награды за тюремное служение? Тут одно из двух: либо награду за это кто-то уже получил, либо священноначалию просто наплевать на это самое «тюремное служение». Вот мы ежегодно в течение 25 лет направляем в епархию финансовые отчёты. И ещё ни у одного Архиерея не возник вопрос: «Батюшка, да как же на такие деньги: 20-40 тыс. рублей в месяц, — ты существуешь с семьёй, содержишь свою церковь да ещё шесть тюремных церквей?!» Ещё ни одному Архиерею не пришло в голову сделать нашу церковь приписной, чтоб батюшка хотя бы зарплату получал, чтоб на отпускные мог с семьёй в отпуск съездить, чтоб больничные ему оплачивали. У Священника, который 25 лет служил Церкви, сейчас пенсия как у БИЧа, который 25 лет по вокзалам ошивался. За 25 лет единственное вспоможение от Архиереев было — это горсть нательных крестиков. Всё! Архиереи в тюрьмы только на сэлфи приезжают да отчитываются в Патриархию, как хорошо организовали Богослужение в тюрьмах. А Даниил, ныне Кыргызтанский Епископ, а когда-то наш благочинный, тот и вовсе присвоил себе заслуги в строительстве тюремных церквей, которые появились на зоне благодаря службе именно о.Леонида, а никак стараниями Даниила. То есть, Даниил, как шулер, сжульничал перед Патриархом и, таким образом, сделался Епископом. Ну, так что ж — митра не пахнет. Ну, а о том, насколько «тяжела шапка Мономаха», карьеристы не задумываются.

Ещё ни один Архиерей (из вятских) не поговорил с о.Леонидом об искусстве, о литературе. Вам это не интересно? Неужто круглые сутки одним только Богомыслием заняты, от умной молитвы оторваться не можете? Ещё ни один Архиерей не предложил: «А давайте, батюшка, Ваши книги издадим!» А ведь книги о.Леонида пользуются успехом у народа. Более того, ни нужны народу. Кстати, вот вам: продажа книг — это деньги на то же «тюремное служение». О.Леонид, по сути, создатель такого направления в поэзии как «детская лирика» и «лирическое Богословие». Он создаёт образы в духе «народного Богословия». Он — твёрдый и последовательный защитник русской классической литературы. Более: он заявляет о существования догмы и о важности преемственности в русской классической литературе. Нет, он нам не нужен! Пусть он там сидит в своей глуши и пусть помрёт там! Он гордый! Его надо смирять! Да вы сами-то искус смирения прошли ли?

Дай Вам Бог, чтобы то, что о.Леониду приходится делать в одиночку, Вам удалось бы сделать с семью-восемью Священниками, снабжёнными машинами, певчими, зарплатой. И дай Бог, чтоб на исповедь к ним приходили не просто мелкие хулиганы, а рецидивисты, маньяки, киллеры. Вы сами-то хоть одного рецидивиста исповедовали? Полагаю, что нет: этот народ кому попало душу не раскроет. А умение работать с такими людьми приходит спустя многие годы напряжённого труда и тяжелейших искушений. Это Вам не старушек назидать, у которых самый большой грех, это в церкви пукнуть да котёнка утопить. А Вы, вообще-то в курсе, что после некоторых тюремных исповедей священники и члены их семей могут испытывать бесовские нападки? Хотя бы из уважения к моему мужу и к тому, через какие испытания и искушения мы прошли и что преодолели, со мной можно было бы разговаривать с некоторой долей уважения, а не выказывать начальственное презрение. Тем более, что я и умру женой великого русского поэта, а из Вас при таком апломбе никогда не получится Святителя. Ни-ког-да. Помяните моё слово.

И не нужно выставлять нас этакими скандалистами, которые «сор из избы выносят». За 25 лет это первое такое заявление. Мы молчали 25 лет, приобретая духовный опыт.

И запомните простую вещь, может, она Вам пригодится: Россия держится не на гламурных настоятелях кафедральных соборов, а на пренебрегаемых церковным(!) начальством, презираемых местными властями нищих сельских попах, с трудом сводящих концы с концами, не имеющих возможность дать детям достойное образование, вынужденных заискивать перед «сильными мира сего», а порой, от безысходности пьющих «горькую». Если бы те деньги, которые были потрачены олигархами на строительство Храма Христа Спасителя, пошли бы на строительство нескольких тысяч сельских церквей + домов священников + автомобилей, то через 10 лет, Храм Христа Спасителя был бы построен на народные деньги. Но дело в том, что олигархи, скорее, ещё с десяток таких громадных храмов выстроят, чем хотя бы десяток маленьких деревенских. Они-то знают, чем сильна Россия, а вот многие церковные князья об этом и знать не хотят.

Светлана Владимировна Софронова (мат.Фотиния) — супруга великого русского поэта Протоиерея Леонида Сафронова, сельская попадья.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.